Именно в таком ключе проводят тестирование спортсменов, входящих в состав сборных команд, по сути – определяются пороговые точки и по ним рассчитываются индивидуальные зоны интенсивности. Данный метод выбран не случайно, а потому, что соотношение вклада разных механизмов в энергообеспечение мышц при работе с мощностью 200 Ватт во время выполнения теста с постепенно повышающейся интенсивностью будет таким же, как при выполнении работы с мощностью 200 Ватт во время соревнований. С одной маленькой поправкой на время развертывания аэробных механизмов, которое будет компенсировано за счет анаэробного гликолиза (так званый кислородный долг). Все это схематически можно представить так:
Кто читал внимательно, сейчас хочет задать такой вопрос – а куда подевался креатинфосфатный механизм? Ответ очень прост. Для его включения необходимо выполнять упражнение с максимальной мощностью, при этом, если мощность будет не максимальная, хотя бы на чуток, работу будет обеспечивать анаэробный гликолиз. Шоссейники и кантрийщики могут попросту забыть о нем, поскольку он ничего для них не решает. А вот для спринтеров знание / не знание особенностей работы с креатинфосфатным механизмом залог побед или поражений.
Для чего нужно знать свои зоны интенсивности? Да потому, что основной принцип тренировки (не смотря на то, что их существует множество) «То, что мы тренируем – то и тренируется». Невозможно развивать аэробную функцию тогда, когда значительный вклад в работу вносят анаэробные механизмы. Восстановительная тренировка выше аэробного порога перестает быть восстановительной. Нельзя увеличивать запасы креатинфосфата в мышцах, не исчерпывая их, а работая за счет лактатного механизма. Как говорит один мой товарищ – долго будет ходить в темной комнате тот, кто не знает где выключатель.