Большим недостатком специальной (да и не только специальной) литературы по спорту есть то, что механизмы энергообеспечения и физические качества рассматриваются по отдельности. По сути же первые являются физиологической основой последних. Рассматривать такие качества как сила, скорость и выносливость без сопоставления их с физиологией грубая ошибка. Из-за этого могут появляться такие ложные суждения как «мы сначала мышечную массу наберем, а потом сделаем эти мышцы аэробными». Для стандартизации смысловых значений привожу физические качества, которые основываются на определенных механизмах энергообеспечения. Креатинфосфатный механизм основа таких качеств как максимальная сила / скорость.
Второй по мощности механизм – анаэробный гликолиз. Анаэробный – потому, что происходит без участия кислорода, гликолиз – потому, что основной энергосубстрат углеводы. Еще этот механизм называют лактатным, ведь побочным продуктом реакции является молочная кислота. Не путайте молочную кислоту и лактат. Лактат – это соль молочной кислоты, образуется тогда, когда первая попадает в кровь. Количество лактата в крови косвенно отображает то, насколько анаэробный гликолиз участвовал в энергообеспечении работы. Мощность данного механизма в 1,5-2 раза ниже, чем у креатинфосфатного. Максимальная мощность анаэробного гликолиза достигается уже через 20 с максимально-интенсивной работы. Поскольку количество углеводов в мышцах и различных депо довольно большое, время выполнения работы с помощью этого механизма ограничивается способностью сопротивляться закислению. Почему закислению – потому, что молочная кислота это кислота, организм не может работать хорошо, когда он полон кислоты – активность ферментов обеспечивающих аэробные механизмы начинает снижаться, сам анаэробный гликолиз после достижения критического кислотно-щелочного равновесия угнетает свою активность, субъективно спортсмен начинает ощущать боль и, соответственно, снижает интенсивность работы. Поэтому длительность выполнения работы с использованием данного механизма на полной мощности только 6 минут, при этом концентрация лактата в крови может достигнуть 25 ммоль/л. От мощности и емкости данного механизма зависит результат трековиков, или байкеров, любящих элиминаторы, а также ВМХ-рейсеров. Анаэробный гликолиз – это основа силовой / скоростной / скоростно-силовой выносливости.
Следующие два механизма можно рассматривать вместе, хотя они имеют значительные отличия. Обычно в литературе аэробные гликолиз и липолиз не различают, поскольку на финише протекающие реакции в них идентичны. Разница лежит в том, что для обработки углеводов нужно меньше действий, чем для жиров. Отсюда разная скорость развертывания, которая, для гликолиза составляет 4-5 минут, для липолиза 10-20 минут. Мощность этих механизмов существенно не отличается, и составляет 0,5 мощности креатинфосфатного. А вот их эффективность сильно различается. Поскольку при одном и том же количестве потребляемого кислорода с помощью липолиза можно выполнить большее количество работы (т.е. восстановить больше АТФ), при этом выделение углекислого газа также будет меньше, что в свою очередь оставит больший буфер для нейтрализации лактата при увеличении интенсивности работы. В общем липолиз намного эффективнее. У спортсменов высокого класса преобладает аэробный липолиз, у менее опытных – гликолиз. Время выполнения работы с помощью данных систем энергообеспечения зависит от запасов энергосубстрата: углеводов хватит на 2-3 часа работы, жиров – на, более чем 24. Из этого выплывает, что аэробные механизмы обеспечивают работу шоссейников, кросс-кантрийщиков, марафонцев, триатлонистов и т.д. Поэтому скорость развертывания и мощность (еще раз подчеркиваю, что именно скорость развертывания и мощность, а не мощность и емкость) аэробных механизмов будут предопределять то, кто на финише будет первый, а кто последний. Аэробные механизмы отвечают за общую и специальную выносливость, а также за суммарную мощность энергии на выходе при выполнении высокоинтенсивных упражнений.