Медико-биологический и педагогический контроль в спорте — это инструменты, с помощью которых тренер или сам спортсмен может управлять функциональным состоянием, работоспособностью и здоровьем. Т.е. это самый важный раздел работы людей, которые связали свою жизнь со спортом.
Ведь работоспособность — это уровень спортивного результата, функциональное состояние — то, что обеспечивает работоспособность, а без здоровья первые два понятия не имеют никакого значения.
Не управляя процессом тренировки спортсмен подвергает себя большим опасностям. Среди которых прекращение роста результатов, перетренированность, паталогические состояния, связанные с перенапряжением внутренних органов, обеспечивающих высокую мощность работы мышц.
Любая тренировка ведет к приспособлению организма, но не любая выводит спортсмена на его максимальный ровень. Дело в том, что адаптация имеет свой ресурс, любое физическое качество может развиваться только до определенного предела, до исчерпания адаптационного потенциала. При дальнейшем воздействии на это качество уровень стресса становится чрезмерным, поскольку организму уже нечем ответить на него и происходит деградация, проявляющаяся или в снижении результатов, либо в возникновении заболеваний.
Что делает спортсмен, когда его скорость начинает падать, или длительное время находится на одном уровне? Правильно — он начинает тренироваться интенсивнее. В большинстве случаев организм не выдерживает и заболевает, чтобы хоть как-то оградить себя от постоянного чрезмерного стресса.
Для того, чтобы предупредить перетренированность и перенапряжение необходимо знать, что в данный момент мы делаем со своим организмом, что нам нужно делать и что стоит исключить из тренировки. Как уже говорилось, главный инструмент для этого — контроль, как медико-биологический так и педагогический.
В чем разница между этими видами контроля?
Медико-биологический контроль осуществляется в условиях лабораторий, или в естественных условиях тренировки специалистами (физиологами, научными сотрудниками сферы спорта), знающими особенности спортивной физиологии и закономерности протекания адаптации организма к воздействиям различного типа. Таких специалистов можно найти в НИИ, разрабатывающих спортивную тематику и на просторах интернета. Но при выборе необходимо быть предельно внимательным, поскольку лже-специалистов сейчас подавляющее большинство, а стоящий ученый может покрывать только некоторые вопросы касающиеся тренировки…отставив в сторону лирическое отступление и продолжим тему медико-биологического контроля (МБК).
Основные задачи МБК:
- Как и медицинского контроля (о котором сейчас не идет речь) — допуск/не допуск к дальнейшим тренировкам. Поскольку во время МБК могут быть выявлены патологические процессы, которые без врачебного вмешательства устранить не возможно.
- Определение уровня общей и специальной работоспособности, сравнение его с уровнем других спортсменов.
- Определение уровня резервных возможностей спортсменов. Т.е. того, на сколько в дальнейшем можно повысить работоспособность или другие качества.
- Контроль эффективности выполнения специальных упражнений. Т.е. определение факторов ограничивающих работоспособность.
- Расчет индивидуальных зон интенсивности.
- Составление рекомендаций по коррекции тренировочного процесса, с учетом индивидуальных целей и периода подготовки, а при наличии специальных методик — коррекция рациона спортсмена.
Педагогический контроль — это сбор данных про оперативное и текущее состояние спортсмена, объем и интенсивность тренировочных воздействий, а также их направленность, осуществляемый тренером или самим спортсменом. Данный вид контроля предназначен для оперативной коррекции тренировочного процесса, на основании отслеживания состояния восстановления спортсмена после тренировочных микроциклов, отдельных занятий или даже во время самой тренировки. Тренер и спортсмен могут самостоятельно, при наличии определенных навыков проводить отдельные физиологические измерения, такие как активная ортопроба, измерение ЧСС или тест Конкони, позволяющие точно дозировать интенсивность нагрузки, корректировать объем, и определять ее целесообразность. Одним словом — это главный инструмент управления организмом спортсмена на каждый день.
Педагогический контроль должен осуществляться каждый день непрерывно. Медико-биологический, целесообразно применять три раза в год: перед подготовительным периодом, перед соревновательным и не задолго до главных соревнований сезона.