Принципы спортивной подготовки

   Единство общей и специальной подготовки

   Для понимания этого принципа нужно обратиться к сути следующих понятий:

   Общая физическая подготовка — (ОФП) процесс развития качеств и способностей, создающих фундамент для эффективной специальной подготовки.

   Общеподготовительные упражнения — упражнения, обеспечивающие всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. Могут как соответствовать особенностям вида спорта, так и находится с ними в определенном противоречии.

   Специальная физическая подготовка — (СФП) процесс развития качеств, непосредственно обеспечивающих успешность в соревновательной деятельности.

   Этот принцип отвечает на вопрос — почему нужно использовать не относящиеся к специализации упражнения, ведь это лишнее время и усилия?

   Начнем с того, что нужнее всего ОФП для растущего организма. Чтобы обеспечить нормальное развитие в детско-юношеском возрасте, нельзя с головой уходить в специализацию, это может нарушить процесс естественного развития, а также преждевременно реализовать адаптационный потенциал. Как вы думаете почему на последних Играх Олимпиад украинская сборная заняла 31е место, а на детских Олимпийских играх 10е? Неужели за два года Украина обогнала 20 стран? Нееет, это все акцент на специальные упражнения, и пренебрежение ОФП. Не будем вскрывать этот нарыв на теле украинского спорта, просто приведем в пример лидера спорта взрослого США, сборная которых на последних юношеских Играх была 8ой, совсем немного опередив Украину. Улавливаете эту обратно пропорциональную взаимосвязь?

   Также ОФП очень важно для тех видов спорта, где специальными упражнениями очень сложно развивать определенные двигательные качества. Например для борьбы это выносливость.

   Немаловажную роль ОФП отыгрывает и у взрослых спортсменов. Чаще всего целью такой работы является подготовка опорно-двигательного аппарата для перенесения больших объемов специальных нагрузок,профилактика травматизма. Ярким примером необходимости использования ОФП для цикликов (пловцов, бегунов велосипедистов и т.п.) является снижение у них прочности костей. Эпизодическое использование силовых нагрузок решает эту проблему.

   Непрерывность тренировочного процесса

   Наверно, самый очевидный принцип спортивной подготовки.

   Если есть стресс — есть реакция на него. Утомление на тренировке — стресс, рост функциональных возможностей — реакция на этот стресс. Рост функциональных возможностей организма связан с задействованием резервных ресурсов.Задействование резервных ресурсов с точки зрения эргономики не самая лучшая затея, она имеет смысл если стресс присутствует постоянно. Организм поддерживает повышенную мышечную массу (или количество энергосубстрата в мышцах, или любые приспособления связанные со спортом) до тех пор, пока в ней есть необходимость. Как только стресс фактор исчезает — исчезает и смысл для нашего тела поддерживать себя в соответствующем этому стрессу состоянии.

   Наш организм очень экономный и понапрасну ресурсами не разбрасывается. Об этом нужно помнить, особенно, во время переходного периода годичного цикла, когда количество нагрузок значительно уменьшается, или они вообще отсутствуют.

   Дело в том, что любые выпадания из спортивной деятельности несут в себе снижение работоспособности как минимум, а за частую еще и смещение привычной реакции на нагрузку, т.е. могут смещаться зоны интенсивности со всеми вытекающими последствиями для возобновления подготовки.

   Нельзя допускать отсутствие тренирующего стресса — это главный посыл этого принципа. Минимизируйте риск травм и заболеваний, не залеживайтесь на диване в межсезонье, легче не допустить снижение работоспособности чем потом ее возвращать.

   Единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам

   Самый важный принцип, связанный с управлением тренирующим стрессом.

   Его фундамент — механизм суперкомпенсации. Вернее 2 его свойства. 1е — отвечать только на тот стимул, который вызывает значимые сдвиги в работоспособности спортсмена, приводит к существенному утомлению. 2е — если стимул превышает возможности организма к приспособлению, то ответная реакция не будет в состоянии вернуть нас в прежнее состояние — исходный уровень работоспособности снизится.

   С одной стороны, постепенность тренировочного процесса должна обеспечиваться адекватными воздействиями. Т.е. нагрузка на занятии не должна быть чрезмерной, необходимо ее соответствие уровню подготовленности занимающегося. Нагрузки, которые применяют высококвалифицированные атлеты не подойдут начинающим — это приведет к срыву адаптации, истощению.

   С другой, в ходе улучшения функционального состояния, спортивной формы, каждое следующее воздействие должно быть немного сильнее предыдущего. Нельзя постоянно использовать одно и то же тренировочное занятие, например: бег на дистанцию 10 км с темпом 5:30 будет оказывать стимулирующее воздействие только на определенном временном промежутке спортивного становления, как только организм приспособится к выполнению этого задания, тренировочного эффекта от него уже не будет (относительно этой закономерности есть много нюансов, их раскрывает следующий принцип).

   Если соединить эти два явления в одно — получим правило, в котором каждый атлет стремиться воздействовать на свой организм максимальными нагрузками на столько, чтобы не получить срыв адаптационных процессов.

   Несоблюдение этого принципа является одной из самых частых причин зависания на одном уровне, или снижения работоспособности. Благо, наука не стоит на месте и существует множество способов отследить адекватность протекания адаптационных процессов. Среди них: использование биохимических маркеров, отслеживание определенных показателей на электрокардиограмме, математический анализ вариабельности ритма сердца (HRV), даже на миографии можно увидеть признаки избыточного стресса. Также, нельзя забывать, что самый элементарный учет проделанной работы, который ложится на плечи самого спортсмена, может качественно отражать ошибки соблюдения данного принципа.